Пройдя сквозь время, сохранив свое предназначение, румяна претерпели кардинальные изменения. Стали безопасны для здоровья, удобны в использовании, но остались неизменно популярны среди женщин. Процесс трансформации захватил и технику нанесения румян: ровные круги на щеках, явные полосы на скулах, дрейпинг как у Мадонны и корейский baby face. История сквозь тысячелетие.
Определение цвета
Сам по себе розовый цвет относительно новый. Как отдельный пигмент он не существует, поэтому на протяжении многих лет не было специального названия для него. Горько вздыхает одна Барби. В XVII и XVIII веках растет популярность этого цвета, особенно во Франции, где его называли rose или roze. Или еще «Розовый Помпадур» – так восторженно говорила любовница короля Людовика XV, о чем подробно говорится в книге Гевина Эванса «История цвета». Сам оттенок логично переводится от названия цветка розы на многих языках мира. Несмотря на то, что этот цвет и раньше использовали в керамике, искусстве, само культурное определение прошло долгий путь.
История начинается в древности
Появление румян в какой-то мере можно связать с обычаем раскрашивать лица у первобытных племен. Наскальные рисунки говорят о том, что разукрашивать себя люди научились раньше, нежели делать одежду. И имело это вполне логичное объяснение, ведь нужно было внешним видом отогнать злых духов и запугать врага. Использовали для этих целей глину, мелки. Наносили на тело белые, черные и красные цвета. Тем самым люди постепенно научились создавать подобие красок, смешивая их с безопасными для здоровья и не очень средствами.
В Древнем Египте румяна тоже были известны. Их задачей было придать лицу красный блеск и отделить их от черных глаз. Не секрет, что косметика была токсичной и опасной, ведь часто использовались ядовитые компоненты: от охры до жучков кошенили. В некоторых странах Европы в румяна для получения более яркого оттенка добавляли опасный для здоровья ртутный минерал — киноварь. Из-за этого большое количество знатных женщин страдали недомоганием, головными болями, а иногда наблюдалось ухудшение зрения.
Несмотря на примитивное создание косметики, в те времена она была доступна только высшим слоям, а низшие справлялись тем, что давала природа. В этом плане не известно, кому повезло больше — тем, кто травил себя или пытался подражать. В пирамидах фараонов найдены разные коробочки и принадлежности даже для маникюра и емкости для косметики, которые были сделаны из драгоценных металлов, камней, раковин и выглядели как настоящее произведение искусства.
В Древнем Риме румянами и белилами имели право пользоваться только патрицианки, в то время как куртизанкам было запрещено применять косметику. Как говорится в книге «Краски» Лизы Элдридж: «Краситься женщины могли в уединенном месте, куда мужчинам вход был запрещен. Богатым римлянкам наносить макияж помогали рабыни. Их называли cosmetae — древний прообраз современного визажиста».
Девушки много уделяли времени своей внешности и даже становились объектами сатиры. Например, Петроний писал: «По ее челу, покрытому потом, бегут ручьи румян и белил, а в морщинах ее щек так много мела, что их можно принять за старую стену, изборожденную дождем».
Лихорадочная красота в Средние века
В Средневековье о румянах на время забыли, так как ценилась болезненная красота с бледностью кожи, впалыми щеками, синяками под глазами и просвечивающимися венками. Именно такой образ ценили в высшем обществе аристократии.
На фото: картина Рогир ван дер Вейден «Портрет дамы», 1460г.
В эпоху Возрождения, в Англии Елизавета I часто наносила яркие румяна. Говорят, что она таким образом скрывала несовершенства кожи. Поэтому белила и румяна были обязательными в ее образе.
Но фото: Портрет Елизаветы I, известный под названием «Портрет Дарнли». Рассматривая портреты шестнадцатого века, можно заметить, как румяна наносили в форме перевернутого треугольника, начиная от яблочек щек и сужая вниз, к подбородку.
Прежде чем перейти к эпохе «напудренности» хочется несколько слов посвятить тому, что происходило на Руси в Средние Века. Как только заходит разговор об образе русских женщин, сразу вспоминаются картины В.М. Васнецова и кадры из фильма «Морозко», где героиня Инны Чуриковой натирала себе щеки свеклой.
На Руси с древних времен сложился иной идеал женской красоты. Красивыми считались девушки, которые имели крепкое телосложение, высокий рост, гордую осанку. Обязательным считались белая кожа и румянец во всю щеку – «кровь с молоком». А также густые брови и длинные волосы. До сих пор на генетическом коде у нас природный румянец считается признаком здоровья. Многие современники того времени отмечали в своих записях, что румянили щеки не только простой народ, но и боярыни. При этом румянец был таким ярким и действительно походил на два красных круга по подобию матрешки. Также популярным способом выходом из ситуации было, когда девушки натирали щеки руками, щипали для придания окраски.
На фото: картина Константина Егоровича Маковского «Боярыня у окна», 1885г. Автор писал в жанре исторической сцены, достоверно изучая исторические материалы.
Новое время и эпоха «напудренности»
XVIII век — время первенства пудры и ярко-розовых румян в макияже. По этой причине люди визуально лишились возраста и стали напоминать фарфоровых кукол в белых париках и костюмах, а их лица — маски.
Мы уже говорили, что розовый называли в честь фаворитки короля Людовика XV — «Розовый Помпадур». На самом известном портрете авторства Франсуа Буше Маркиза де Помпадур изображена за туалетным столиком с красивым футляром с румянами и миниатюрной кисточкой в руках.
На фото: картина Франсуа Буше «Маркиза де Помпадур за туалетным столиком», 1758
Румяна предпочитала наносить и другая известная личность – Мария-Антуанетта. Каждое утро она совершала целый ритуал нанесения макияжа. Точнее, это было представление, куда приглашали зрителей, а подданные ей подавали атрибуты, так как даже к баночкам Марии прикасаться по протоколу было нельзя. Как пишет автор ее биографии Фрэзер, что румяна она наносила «в виде совершенного круга, цвета, мало отличного от алого». Конечно, это был яркий макияж, но он соответствовал моде, которую и стремилась задавать Мария-Антуанетта. Кстати, интересно то, что к концу жизни Мария наносила все меньше и меньше румян, а позже ее ритуал сократился до припудривания лица и парика.
На фото: картина Готье Даготи «Портрет Марии-Антуанетты», королевы Франции 1775г.
В XVII-XVIII веках румянами, как и белилами, пользовались не только женщины, но и мужчины. Мода менялась, и косметика становилась доступной и менее вредной. К концу восемнадцатого века небезопасность свинца и ртути получила научные доказательства, поэтому постепенно стали популярными средства растительного происхождения.
Позже становятся популярными румяна «испанская шерсть», выпускаемые в разных размерах и расцветках. Это ткань, разрезанная на кусочки и окрашенная кошенилью или красителем. Девушки прижимали ее к губам и щекам. Что-то на подобие пуховок для пудры. Также стали популярными и специальные листы бумаги, пропитанные пигментом, которые было удобно хранить в сумочке. Саму красную краску продавали в маленьких баночках, бутылочках и наносили пальцами, кистью, заячьей лапкой или пуховкой.
В начале XIX века общество объявило бледность модной, а макияж носили только куртизанки и актрисы. Но женщины и здесь находили выход из ситуации и щипали себе щеки, и кусали губы, чтобы придать свежесть.
Современность
В 1850 году во Франции производство косметики становится национальным достоянием. Румяна стали производить в промышленных масштабах и к косметике стали относиться терпимее. Прототип современных румян появился в 1863 году. Их создателем стал Александр Буржуа — французский парфюмер. Косметическое средство имело несколько видов: для бала, для блондинок, для брюнеток, для театра — выбор был огромен.
Румяна стали самым известным декоративным продуктом. Их выпускали в самых разных вариантах: воскоподобные помады, жидкие настойки, в виде пудреницы. В военные годы производство красной помады даже возросло. Девушки наносили этот же оттенок на щечки и губы. Практически каждая женщина независимо от достатка могла найти румяна по карману. Те же румяна от Bourjois перестали считаться только театральными и поступили в свободную продажу.
В ХХ веке популярность румян угасает, в основном акцент девушки делают на глаза, губы и маникюр. Да, был широкий ряд оттенков, но в моде стал актуален загар и популярность румян вернулась только в 70-80х годах.
Макияж в стиле 1980-х. В это время румяна наносили широко, ярко и размашисто. Получались такие полоски, которые практически не растушевывают на щеках и скулах. Кстати, состав этих румян не сильно отличался от тех, что были популярны в прошлое столетие.
На фото: слева певица Madonna, фотограф Helmut Werb, 1984.
Новое дыхание и укрепление позиций случилось в 1990-х, когда появились интересные текстуры. В наше время румянами пользуются почти всегда. От милых корейских техник, когда румяна наносят даже на кончик носика, до того, чтобы румяна мягко распределять на глаза, губы, щеки одним продуктом.
Сложно представить более универсальное и незаменимое средство. Ведь румяна создают эффект юности, свежести и помогают скрыть следы бледности или недосыпа.
На фото: рекламный постер коллаборации бренда Charlotte Tilbury и Walt Disney Animation Studios.